Крепость Еникале: 9 фактов, которые могут удивить- прокат авто без водителя №1 в 2024

Крепость Еникале: 9 фактов, которые могут удивить

1. Перевод слова "Еникале" означает "Новая крепость", что подразумевает существование старой крепости. Действительно, старая крепость существовала. Мыс Еникале имеет стратегическое значение. Расстояние между ним и косой Чушка на Таманском полуострове самое короткое, что придает преимущество как в торговом, так и в военном плане. Еще в древние греческие времена это место на полуострове использовалось как переправа.

В XVII веке, во времена управления турками на Керченском полуострове, было стремление обеспечить защиту этой территории от донских казаков, проникающих в Крым через перешеек и побережье Азовского моря, а также через Керченский пролив, чтобы успешно осуществлять высадки в Черном море. Для этой цели было необходимо немедленно возвести крепость, что и было сделано турками. Расположенное тогда поселение, где была возведена крепость, известно было под названием Килиседжик.

2. В 1631 году казаки взорвали крепость, которая до конца XVII века имела лишь экономическое значение. Однако только после того, как Петр I задумался о том, что необходимо России для становления великой державой, стало понятно – не хватает морского флота! Начав строительство судов, он искал путь к морю, начиная с Азовского. В 1696 году Пётр I захватил крепость Азов на устье реки Дон, одержав победу над турками, и продолжил развитие флота..

В то время Турция была очень сильна в военном плане.Черное море принадлежало им. И они чувствовали угрозу от того,что русский флот вошел в Черное море. Что же делать? Они срочно закрыли кратчайшее расстояние между мысом Еникале и мысом Чушка. Построили новую крепость и назвали ее  Еникале.

3. Архитектором крепости до сих пор неизвестен, хотя считается, что за ее созданием стояли два француза. Однако строительством и руководил итальянец, который впоследствии принял ислам, именно поэтому в ней присутствуют лишь немногие восточные элементы. Крепость имеет сравнительно небольшие размеры, однако оборудована кавалериями - внешними насыпями, увеличивающими высоту платформы, на которой размещается осадная башня.

4. Оборонительное сооружение способно вместить в себя гарнизон из двух тысяч человек. Также были установлены пушки. Однако основной проблемой был дефицит продовольствия и питьевой воды. Для решения этой проблемы был построен акведук, по которому начала поступать вода.

5. В итоге, крепость Еникале так и не смогла проявить себя в то время. Она не принимала участие в сражениях, пришедших на страну. Петру I не очень везло в этом вопросе. Турки вернули себе контроль над Азовским морем, а крепость была использована исключительно в хозяйственных целях. Завершение строительства пришлось на начало XVIII века, и туркам больше ничего не угрожало.

6. Однако, пришло время Екатерины II, которая оказалась сильным противником. Русско-турецкая война разгорелась, и в 1771 году на князя Василия Михайловича Долгорукова была возложена задача завоевать Крым. Он пришел с материка и должен был захватить Еникале с суши. Турки отправили туда усиление, но крепость вновь не проявила себя. Комендант предался без сопротивления, за что был казнен султаном.

7. В 1774 году Российская империя и Османская империя заключили важный соглашение - Кючук-Кайнарджийский мир. В результате этой договоренности, город Керчь и крепость Еникале перешли под владение России. Теперь она перестала иметь стратегическое значение с военной точки зрения и использовалась в основном в качестве военного госпиталя.

8. Во время Крымской войны в 1853 году, снова возникла необходимость в использовании этой крепости. Англичане и французы высадили свои войска здесь и захватили город. В 1855 году был заключен мирный договор, и Крым остался во владении России, но крепость Еникале уже не имела военного значения. С этого момента и навсегда она утратила свою военную функцию.

9. Крепость была построена в виде пятиугольника, состоящего из трех ярусов. Внешне она представляла собой величественное сооружение, окруженное полукруглыми бастионами, расположенными возле каждого угла. Куртины, то есть стены между башнями, продолжали свое существование и по сей день.

На верхних ярусах крепости башенки были новообустроены. Реставраторы смогли восстановить их по ощущению, твердо уверены, что так они и были изначально, хотя ни одного изображения крепости времен ее возведения не сохранилось. Для восстановления использовался местный камень, который добывался из ракушечника и песчаника местных каменоломен.

На данный момент крепость является памятником архитектуры, охраняемым государством. Вход на ее территорию ограничен из-за угрозы обрушения каменных конструкций. Однако любопытные могут насладиться видом со стороны. Более того, возможность подойти к верхнему ярусу крепости дает возможность осмотреть его изнутри.

Как добраться

На машине: откройте для себя свободу путешествий с компанией "Мой Автопрокат"! Можно доехать от центра Керчи в сторону паромной переправы, по Киммерийскому шоссе или от паромной переправы к городу. Дорога асфальтирована.

На общественном транспорте: рядом с крепостью останавливается маршрутное такси № 24.