Графская пристань в Севастополе: история и городские легенды
Графская пристань имела огромное значение для развития Севастополя и играла ключевую роль в его истории. Вместе с другими пристанями, она активно способствовала развитию города.
Построена в 1783 году, пристань изначально была без имени. Однако в 1787 году ее начали готовить к приезду Екатерины II в Севастополь. Изначально она была простым деревянным причалом для шлюпок, но перед визитом императрицы деревянные ступени были заменены каменными. Также территория была благоустроена, пристань была украшена статуями и другими декоративными элементами, но название "Екатерининская" не закрепилось. В народе пристань стала известна как "Графская", так как именно здесь обычно причаливал граф Войнович, командующий Севастопольской эскадрой. Граф выбрал эту точку, так как отправлялся из хутора на северной стороне, а самый удобный маршрут проходил через Екатерининскую пристань.
В 1846 году пристань была решено перестроить. Проект был разработан инженером-полковником Джоном Уптоном и утвержден в 1844 году. В течение двух лет проект ждал своего воплощения. Новая Графская пристань все еще называлась "Екатерининская" и стала важным выходом в море из Севастополя. Проект пристани был выполнен в классическом стиле из инкерманского камня, который был популярен в античные времена и благодаря своей легкости обработки. Колонны дорического ордера, выполненные из камня, образуют пропилеи - парадный вход на Графскую пристань. Боковая часть колоннады украшена псевдоантичными мраморными статуями, установленными в нишах. Над колоннами находится антаблемент с позолоченными цифрами «1846» - датой постройки. От Графской пристани к морю ведет пологая и широкая лестница, украшенная мраморными львами, работы итальянского скульптора Фердинандо Пелличио. Лестница выходит на просторную и ровную площадку, обрамленную кованой оградой.
Во время Крымской войны, в 1853-1856 годах, Графская пристань играла важную роль в поставках боеприпасов и продовольствия для бастионов. К сожалению, противники осознавали ее стратегическое значение, и 26 августа 1855 года они подожгли баржу с порохом рядом с пристанью, что привело к значительным разрушениям. Однако впоследствии пристань была восстановлена.
Таким образом, Графская пристань сыграла огромную роль в истории Севастополя и остается важным историческим и архитектурным объектом.
С приходом советской власти в городе было принято изменить название графской пристани на пристань III Интернационала, которое сохранялось до 90-х годов. В период Великой Отечественной войны пристань была практически полностью разрушена, но после окончания войны был начат ее ремонт. Восстановлением лестницы занялись в 1968-1969 годах, а в 1987-1988 годах была восстановлена колоннада.
Современная пристань является точным репродукцией оригинальной конструкции, выполненной советскими инженерами и архитекторами на основе сохранившихся фотографий и документов. Однако гордые цифры, указывающие на дату возведения, остались неизменными. Впрочем, были внесены некоторые небольшие изменения. Например, инженеры решили отказаться от ограды на краю причала, которая находилась там еще в начале XX века, чтобы расширить рабочую зону.
После восстановления и распада СССР пристань снова получила историческое название – Екатерининская. Тем не менее, люди до сих пор продолжают настойчиво называть ее графской.
Севастопольские легенды: почему Лазарев захотел построить колоннаду на Графской пристани?
В Севастополе существуют легенды о постройке колоннады на Графской пристани. Одна из неофициальных версий гласит, что в прошлые времена центральный городской холм выглядел весьма неприглядно. На его территории располагались трущобы и малопривлекательные здания, которые портили общее впечатление от панорамы. Люди, глядящие со стороны моря на пристань и Екатерининскую площадь (ныне известную как площадь Нахимова), видели этот холм на заднем плане, что серьезно искажало красоту города. По предположению, Лазарев вознамерился устранить этот неприятный вид, возвысив колоннаду.
Существует также более увлекательная версия данной истории. По легенде, в 40-х годах XIX века произошло забавное происшествие. Однажды в ночное время по Екатерининской площади неумело управляемый пьяным извозчиком экипаж со спешными пассажирами съехал вниз по широкой лестнице и упал в морскую воду. К счастью, обошлось без жертв, но скандал неминуемо разразился. Во избежание подобных инцидентов Лазарев принял решение построить колоннаду, которая закроет эту лестницу и предотвратит повторение подобных позорных эпизодов. Несмотря на то, что этой версии нет официального подтверждения, она пользуется значительной популярностью и стала частью городской легенды.
Истории о колоннаде на Графской пристани в Севастополе носят исторический и анекдотический оттенок. Они отражают историческое наследие и образ жизни города, а также являются важной частью местной культуры и нарративов.
Как добраться
Графская пристань расположена на восточном берегу южной бухты, на площади адмирала Нахимова. Добраться до этой точки возможно как на общественном транспорте, так и на собственном автомобиле или прокатной от компании "Мой Автопрокат".
Если вы двигаетесь на своей машине, то можно указать в навигаторе адрес: площадь Нахимова, дом 4. На самом деле, это адрес соседнего дома, так как у самой пристани нет собственного адреса. В таком случае, стоит ориентироваться по соседним зданиям. Рядом с площадью Нахимова имеется платная парковка. Однако, если не желаете платить за стоянку, предлагается заранее найти разрешенное место и дойти пешком до пристани. В районе пристани довольно сложно найти хорошее место для парковки.
Если же вам удобнее добираться на общественном транспорте, можно доехать до площади Нахимова. Для этого необходимо сесть на один из следующих автобусов: № 12, 13а, 30, 92, 94, 150а; или троллейбусов: № 1, 3, 5, 10, 10к.
С северной стороны существует возможность добраться до пристани прямо на корабле. Вы можете доплыть до Графской пристани с Аполлоновки, Северной бухты или Радиогорки. Такое путешествие непременно оставит неизгладимые впечатления!